ADHD: бич современных детей

Замечали когда нибудь гиперактивных детей? Тех, кто бегают по кругу как заведенные, пристает к другим детям, топчет ногами требуя что то «здесь и сейчас»? Конечно, детям свойственна активность и капризы, но что если все это сопровождается невнимательностью и импульсивностью?

Гиперакти́вное расстро́йство с дефици́том внима́ния (англ. attention deficit hyperactivity disorder, аббр. ADHD или рус. СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности) – это неврологическо-поведенческое расстройство развития, которое проявляется в детском возрасте. Основные симптомы – это гиперактивность, импульсивность, а так же невнимательность.

Гиперактивность

При ADHD гиперактивность чаще всего понимается, как повышенная двигательная (моторная) активность. Со стороны может казаться, что к ребенку подключили мотор. Дети с ADHD во время урока не могут сидеть неподвижно. По сравнению с просто энергичными детьми, активность детей с ADHD имеет бесцельный характер. Довольно таки часто гиперактивность становится причиной возникновения травм у ребенка.

Невнимательность

Чаще всего, говоря о ADHD, имеют в виду — высокую отвлекаемость и трудности концентрации внимания. Зачастую дети с ADHD не могут длительно выполнять неинтересное задание из-за недостатка непрерывного (поддерживаемого) внимания. Однако они могут часами заниматься чем-то интересным для них: просмотр мультфильмов или компьютерные игры.

Также наблюдается дефицит избирательного внимания, который проявляется в повышенной отвлекаемости на посторонние стимулы, особенно если они интересные и яркие. Например, проезжающий автомобиль на улице заставляет посмотреть в окно и надолго отвлечься от выполнения домашнего задания. Часто происходит снижение переключаемости внимания.

Импульсивность

Наличие импульсивности, говорит о невозможности контроля над своими импульсами. Импульсивным детям трудно дождаться своей очереди при игре, а в учебе они склонны выкрикивать ответы на уроке, при этом, не отвечая на них полностью, прерывать других учеников и учителей. Импульсивные дети чаще попадают в опасные ситуации, не задумываясь о последствиях, а склонность к риску является причиной многих травм и несчастных случаев.

Диагностика

Выявление ADHD зачастую происходит в возрасте 3-4 лет. Согласно концепции Выготсткого, 3х-летний возраст является периодом третьего возрастного кризиса – кризис трёх лет, содержанием которого являются упрямство, негативизм и строптивость.

В период дошкольного возраста, основным проявлением ADHD является гиперактивность. Дети с ADHD могут бесцельно слоняться по группе детского сада, болтать без умолка и мешать занятиям других детей.

Высокая активность в данный период развития может быть вариантом нормального развития, при проявлении темперамента или жестких требований взрослых. Хронический характер и тяжесть проблемного поведения, указывают на нарушение.

Основные жалобы на ADHD появляются в основном в младшем школьном возрасте, но так как в дошкольных учреждениях присутствуют обучающие программы, то основные признаки поведения школьного возраста видны уже в 5 лет.

ADHD является мультифакториальным расстройством развития, однако в первую очередь, причинами возникновения расстройства, являются перинатальные и генетические факторы. ADHD чаще встречается у родных сестер и братьев, у близнецов, у детей родившихся недоношенными.

Из перинатальных факторов, особое внимание стоит отметить на курении матери и наличии тревожных расстройств во время беременности (состояние тревожности, депрессия). Зачастую тревожные расстройства появляются до рождения ребенка, а значит, стресс и тревога влияют на развитие мозга в период беременности.

Важно: Тревожные матери склонны к неправильным стилям воспитания, например, гиперопека или чрезмерная критичность. Что так же может способствовать развитию у детей, как тревожных расстройств, так и ADHD. Родители ребенка с ADHD, при этом сами страдающие ADHD, зачастую проявляют несдержанность, а их стиль воспитания отличается нарушениями взаимодействия с ребенком.

Лечение ADHD

В Европе и США наиболее широко используют психостимулирующие средства для лечения ADHD. В России для лечения ADHD, в основном применяют ноотропные средства. А при наличии сопутствующих ADHD тревожных расстройств и тиков, возможно использование транквилизаторов.

Лечение ADHD должно быть комплексным, включающим в себя, как медикаментозную терапию, так и психотерапевтические методы. Для результативной психокоррекции детей с ADHD, в первую очередь, необходимо изменение поведения взрослых — родителей и учителей: замена неадаптивных подходов к своим детям на адаптивные и тренинг родительской компетентности.

Для изменения поведения детей используются методы поведенческой психотерапии, где главным принципом является вознаграждение ребенка за требуемое поведение и наказание за неправильное. Но при этом, рекомендуется говорить не столько о наказании, сколько об отсутствии поощрения. На примере всем известного фразеологизма: то есть не «кнут и пряник», а «пряник и отсутствие пряника».

Так же, для лечения детей с ADHD используют транскраниальную микрополяризацию, в процессе которой происходит активация неспецифических активирующих систем головного мозга и интенсификация процессов морфофункционального развития незрелых элементов коры вследствие нормализации нейродинамики, то есть уменьшение функциональной незрелости головного мозга.

ADHD у взрослых

ADHD у взрослых людей рассматривается как следствие нарушения развития нервной системы у детей, т.е. впервые у взрослых ADHD не появляется. Многие взрослые, у которых ADHD не был выявлен в детстве, не осознают, что именно в этом и заключается причина их неспособности сохранять внимание, наличие трудностей в изучении нового материала, проблемы с организацией пространства вокруг себя и проблемы в межличностных отношениях.

Взрослые с ADHD отличаются низкой стрессоустойчивостью, нарушениями внимания, эмоциональной лабильностью и импульсивностью, а так же характеризуются повышенным числом несчастных случаев, перемен мест работы, разводов. Они чаще склонны к аддиктивным расстройствам, по сравнению с их здоровыми сверстниками, реже получают высшее образование и соответственно чаще занимают более низкие профессиональные должности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *