Каждый человек, учась в школе, был свидетелем буллинга. На сегодняшний день, интернет пестрит видео школьников, которые специально снимают видео для распространения и публичной травли выбранной жертвы. Что кроется в подобном поведении и как уберечь ребенка от подобных ситуаций?
Буллинг или травля – это акт, спланированного насилия с целью подчинения, сопровождаемый агрессивными выпадами в виде оскорблений, унижений и нанесением телесного вреда одному или нескольким детям. На начальном этапе зачинщиками становятся 1-2 человека, и постепенно вовлекается весь класс, группа или коллектив.
На текущий момент буллинг, как социально-психологический феномен, не удается искоренить и на это есть масса причин:
1. Насилие в семье. Зачинщики травли сами зачастую являются жертвами в собственной семье, а стремление покалечить или унизить других вырастает из чувства собственной неполноценности. У буллера нет контроля над ситуацией насилия дома, зато в социуме, школе он позволяет себе это сделать, что дает ему иллюзию ощущения власти в своих руках.
2. Половое созревание. На фоне перестройки гормонального фона в подростковом возрасте, в крови увеличивается уровень тестостерона и адреналина у подростков, что приводит к увеличению агрессии.
3. Склонность к садизму.
4. Стремление к популярности и желание быть в центре внимания.
Жертвой буллинга, может стать любой ребенок:
1. Одаренные дети
2. Дети с ограниченными возможностями
3. Неуспевающие ученики
4. Ябеды и жалобщики
5. Дети учителей
6. Дети из бедных семей
7. Любимцы учителей
8. Представители других национальностей
9. Дети с необычным мышлением
Буллинг составляют три основные структуры: преследователь – булли или буллер, жертва, и наблюдатели, и гораздо реже присутствует – защитник.
Психологи утверждают, что в школьной среде основными причинами буллинга являются — чувство зависти, ложное ощущение несправедливости, неприязнь и желание самоутвердиться.
Буллинг в школьной среде основан на агрессии одного ребенка, или даже целого класса против одного ученика. Разделяют два основных вида травли в школе:
1.Психологическийбуллинг, когда происходит воздействие на психику жертвы посредством угроз, преследования, оскорблений, запугивания, изоляции, навешивания обидных прозвищ, вымогательства денег и личных вещей.
К психологическому буллингу, также относят кибер-буллинг, когда в мессенджеры и на электронную почту ребенку начинают слать изображения, гнусные обращения, запугивания, угрозы расправы. В отличии от традиционного психологического буллинга, здесь буллер остается анонимным и это может усугублять психологическое состояние ребенка, так как опасность и угроза не идентифицированы, что сильно подавляет личность.
2.Физическийбуллинг, когда ребенка задевают, толкают, щипают, дают подзатыльники и пинки или наносят тяжкие телесные повреждения.
На сегодняшний день, профилактика – единственный способ пресечь буллинг в зародыше. В большинстве случаев, буллеры – это подростки из неблагополучных семей, поэтому работа с семьей и коррекция поведенческих нарушений является важным аспектом борьбы с буллингом.
Для противостояния буллингу необходимо быть в наблюдении, как родителю, так и учителям и администрации школы. Важно обращать внимание на типичные признаки буллинга:
# ребенок, подросток имеет подавленный вид, на переменах жмется от всех в сторонке, ни с кем не разговаривает;
# здоровье ученика ухудшается, частые психосоматические проявления в виде респираторных заболеваний;
# за партой ученик сидит один, никто не хочет к нему подсаживаться (часто это последние в ряду парты);
# на переменах или после уроков можно наблюдать картину, как группа ребят ждет кого то, озираясь по сторонам, при этом чувствуется исходящая от них агрессия;
# в столовой также можно заподозрить неладное, когда кто-то из учеников постоянно покупает еду для другого (часто младшие школьники покупают обед для старшеклассников);
# родители могут отметить факт того, что ребенок стал часто просить деньги на «нужды» класса, поэтому важно выяснить этот момент у классного руководителя;
# ребенок приходит домой подавленным, в школу идет с большой неохотой.
Профилактика буллинга в школе:
– создание таких условий в школе, которые не позволяют допустить проявления буллинга;
– если случай буллинга все же произошел, важны оперативные меры: разобщить жертву и буллера, для снижения стрессового воздействия;
– работа с детьми на укрепление личности и духа, упражнения на противостояние агрессии;
– определение форм буллинга, которые имеют место быть в школе;
– обсуждение проблемы на уровне классов, педагогического состава;
– беседа с буллерами и их родителями;
– коррекция деструктивного поведения агрессивного ученика, работа с его семьей.
Последствия буллинга
В психике всех участников процесса.буллинг оставляет неизгладимый след. Самая пострадавшая сторона – жертва буллинга, страдает больше всех, и последствия зависят от продолжительности травли. Из наиболее частых психологических нарушений отмечаются:
– Снижение самооценки
– Закрепление статуса «жертвы»
– Появление различных психосоматических расстройств
– Формирование неврозов и фобий.
Важно отметить, что среди жертв буллинга высокий процент самоубийств.
Буллеры, тоже сталкиваются с последствиями своего разрушающего поведения. Будучи взрослыми, они с сожалением оглядываются на свои поступки в прошлом, а чувство вины и стыда сопровождает их всю жизнь.
Однако, среди буллеров много и тех, кто связывает жизнь с криминалом, и продолжают разрушающе действовать на людей и общество.
Ответственность за буллинг существует и действия буллеров уголовно наказуемы.
В последнее время, тему школьногобуллинга общественность поднимает очень часто.
В 2012 году вышел фильм «Связи нет». Фильм разбит на три истории, и одна из них затрагивает школьника, который был подвержен буллингу со стороны сверстников и пытался покончить жизнь самоубийством.
В 2017 году на Netflix вышел сериал «13 причин почему». Сериал снят по мотивам бестселлера американского писателя ДжеяЭшера «13 причин почему». На написание романа ДжеяЭшера подвиг случай с одним из его родственников, когда тот попытался свести счёты с жизнью. Некоторые события из жизни Эшера в действительности происходили с девочками-подростками. Собирая материал для книги, Эшер побеседовал с женой и своими коллегами о тех вещах, через которые им когда-то пришлось пройти и пройти которые оказалось нелегко.
Многие люди подверженные в детстве школьному буллингу говорят, что главное в этой ситуации — переждать, т.к. после окончания школы большинство людей попадает в другое окружение, поступают в ВУЗ и в последствии устраиваются работать и проблемы буллинга их больше не преследуют, так как буллинг наиболее распространен в школе, а дети в школьном возрасте не до конца осознают причины своего агрессивного поведения.
В жизни множество примеров, когда из скромных школьников с брекетами, слишком высоким ростом или пухленьких, которых в детстве всячески обзывали и над которыми насмехались, вырастали известные и успешные личности.