Метод Парето (также известный, как Правило 80/20 или Закон Парето) – один из самых распространенных способов вести деятельность эффективно. Суть закона Парето в том, что 20% затраченных действий дадут 80% результата, а остальные 80% усилий эффективны только на 20%.
Иными словами, наибольшего результата можно достичь, затратив небольшие по количеству, но оптимальные по качеству ресурсы. Дальнейшие затраты времени малоэффективны или не принесут пользы вовсе. Многие успешные люди добились высот благодаря этому закону.
Происхождение
Метод соотношения 80/20 был сформулирован в конце XIX века экономистом Вильфредо Парето, когда тот исследовал правомерность распределения доходов, которые получали разные слои населения викторианской Англии. Ученый открыл для себя удивительный дисбаланс – 80% всех дивидендов принадлежало двадцати процентам населения.
Этот феномен подвергся более глубокому рассмотрению. Получилось, что 65% доходов принадлежит десяти процентам населения, а 50% материальных ресурсов – пяти процентам. Исследования распределения доходов в других странах, кроме Англии, дали точно такие же результаты.
Хоть закон 80/20 и был открыт в конце XIX века, Вильфредо Парето не смог корректно объяснить его, так что выяснение его экономического значения было отложено до 1984 года. Тогда за закон 80/20 взялся профессор из Гарварда Джордж К. Зипф. Именно он установил, что всего 20-30% затрат отдают 70-80% эффективности результата. Именно Зипф вновь открыл закон Парето и дал ему имя в честь первооткрывателя.
Маркетинг
Принцип Парето в маркетинге гласит, что слишком большие затраты ресурсов предприятия уходят на поддержание практически бесполезных, с точки зрения прибыли, вещей: от производства убыточных товаров до оплаты труда работников, без которых предприятие могло бы обойтись, затрат на привлечение бесперспективных покупателей.
А это значит, необходимо обратить внимание на работу в самых полезных для предприятия диапазонах.Необходимо обратить внимание на работу в самых полезных для предприятия диапазонах.
Потеря покупателя, с точки зрения закона Парето, крайне нежелательна. Ведь 80 процентов прибыли предприятие получает от 20 процентов клиентов.
Несложно подсчитать, что на 1% ключевых текущих клиентов приходится около 4% дохода. Остальная часть клиентов лишь растрачивают временные и производственные ресурсы, не принося особого дохода.
Чтобы не совершить ошибку, нужно отдавать как можно больше сил на работу с покупателями с наивысшим потенциалом, а время работы с остальными 80% – сократить до минимума, и это не нанесет бюджету предприятия практически никакого ущерба. Выделившиеся ресурсы можно направить на развитие компании.
К радикальным изменениям подобного рода будет сложно привыкнуть изначально, ведь это подразумевает отказ от 80% всей работы в день, однако это повлечет за собой рост эффективности предприятия и возрастание доходов.
Стремление к стопроцентному результату не всегда имеет смысл. Достигаемый результат не всегда может окупить затраты. Зачастую достаточно 80 процентов, которые затратят относительно небольшие средства. Подобный подход лег в основу массы эффективных стратегий.
Родственный метод используют некоторые художники, создавая свою картину. Часто можно увидеть, что некоторые детали произведения вырисованы менее тщательно, чем те, на которых сделан наибольший акцент.
Для эффективной жизни
Принцип 80/20 обрел большую популярность не только в производстве, но и во многих аспектах жизни людей и общества. С его помощью можно научиться распределять собственное время. В конце дня нужно провести анализ событий, обращая внимание только на то, что дало результат. Все остальное можно смело вычеркивать. Таким образом, даже самое сложное мероприятие покажется простым, но в то же время приносящим пользу.
Метод решений 80/20 может помочь в формировании бюджета. Стоит только определить, какая деятельность приносит 80% результата, и сконцентрироваться на ней, игнорируя менее значимые варианты.
Вычислить свою наибольшую продуктивность при помощи данного закона, можно с помощью определения времени, в которое деятельность выполняется эффективнее всего. У каждого человека свой биоритм, кто-то лучше работает днем, а кто-то – ночью. В другое время дня способности будут менее эффективными.