Нейропсихология как наука

neuropsychology

Нейропсихология занимается изучением функционирования структур головного мозга и их связи с психическими процессами и формой поведения живых существ.

Практическую нейропсихологию использует в научно-исследовательских организациях, занимающихся клиническими исследованиями и применяют в судебных, следственных учреждениях, в специализированных клиниках с направлением клиническая нейропсихология.

В медицинской психологии, практическая нейропсихология применяется в диагностике и реабилитации.

На сегодняшний день, практическая нейропсихология находится на стадии развития.  Основные направления практической нейропсихологии  заключаются в расширении области применения метода синдромной нейропсихологической деятельности к диагностике категорий больных, в которых нарушения психических функций слабее выражены, чем при опухолях и более диффузны в своем проявлении.

Нейропсихологическая квалификация структуры расстройств психики, основывается на систематизированном описании данных синдромной диагностики, содержащем то, что только вошло в практику, но не успело получить освещения в раньше опубликованных фундаментальных исследованиях.

На данный момент, активно развиваться нейропсихология индивидуальных различий или дифференциальная нейропсихология. Она занимается изучением мозговой организации процессов психики и состояний здоровых личностей, на основе методических и теоретических достижений нейропсихологической науки.

Практические и теоретические сведения определяют актуальность метода нейропсихологического анализа психических функций у здоровых индивидов.

Основная теоретическая задача нейропсихологии, заключается в применении нейропсихологических представлений о мозговой организации психики, которые сложились при исследовании последствий локальных поражений головного мозга, к изучению мозговых механизмов психики здоровых лиц.

Основы нейропсихологии

Развитие нейропсихологии началось в 40-х годах ХХ века, во время возникновения физиологических теорий (теория многоуровневого построения движений, концепция функциональных систем).

Системный подход к высшим психическим функциям и концепции постоянных и изменчивых компонентах движения стали теоретической основой представлений других исследователей. Так например, психолог А. Лурия использовал эти представления в авторской идее о динамической локализации высших психических функций (ВПФ).

Также, развитие нейропсихологии связано с появлением теории культурно-исторического развития высших психических функций (ВПФ) Л. Выготского.

Активное развитие нейропсихологии пришлось на годы Великой Отечественной войны. Многочисленные ранения военных с различными поражениями головного мозга, позволили проводить клинические проверки теоретических оснований нейропсихологии.

Существенный вклад в развитие нейропсихологии привнесла Б. В. Зейгарник, изучавшая  патологии мыслительных процессов и аффективную сферу, случаи органических повреждений мозга.  

Нейропсихология изучает изменения течения психических процессов в случаях локальных повреждений мозга, наблюдая при этом связь психической деятельности с определенным мозговым субстратом. Одна из основных задач нейропсихологии заключается в ранней диагностике поражений мозга.

Нейропсихологию подразделяют на несколько видов:

  • Клиническая нейропсихология,  исследует больных с локальными повреждениями мозга. Основная задача заключается в изучении синдромов при поражениях мозга. Обследования этой области имеют практическое значение для диагностики, психологического заключения о необходимости лечения, реабилитации и прогноза дальнейшего состояния больных.
  • Современная клиническая нейропсихология, исследует синдромы связанные с повреждением правого полушария, с нарушением глубинных мозговых структур, с расстройствами межполушарного взаимодействия. Современное развитие этого направления нейропсихологии ориентировано на развитие методов диагностики локальных повреждений мозга.
  • Экспериментальный тип нейропсихологии занимается исследованием различных форм расстройства процессов психики при локальных повреждениях мозга. Большой вклад в экспериментальную нейропсихологию внес А. Лурия, он хорошо изучил процессы памяти и речи. Он создал классификацию афазий, основанную на концепции о речевой деятельности человека, как сложной функциональной системы, со значительными дополнительными сведениями об организации памяти.
  • Нейропсихология развития занимается выявлением закономерностей развития главного мозга, что очень важно для диагностики повреждений мозга и выявления детской мозговой дисфункции. В разные периоды онтогенеза повреждения разных участков мозга проявляются по-разному.

Подобные исследования позволяют найти закономерности психических функций, и подвергнуть анализу воздействие локализации поражения на психическую функцию относительно возраста.

Основная цель нейропсихологического анализа заключается в определении трудностей в обучении детей младших классов относительно минимальных мозговых дисфункций, которые могут приводит к специфическому развитию функциональных систем психики, нехарактерным данному возрастному периоду и основывающимся на неуправляемом включении механизмов компенсации.

Нейропсихологическая диагностика позволяет выявить закономерности связи психических функций и мозга в онтогенезе и определить факторы, влияющие на отклонения в темпе развития какой-то психической функций.

  • Нейропсихология реабилитации занимается восстановлением деятельности ВПФ при локальных повреждениях мозга, и в основном заключается в разработке методов восстановления речи. Основой данных методов является то, что психическая функция может восстанавливаться через преобразование функциональной системы.
  • Поврежденная функция начинает действовать с помощью сформированной системы психических средств, что предполагает новую мозговую организацию.

Современная реабилитационная нейропсихология применяется в работе с больными, перенесшими инсульт, травмы мозга и другие повреждения, а также занимается разработкой новых методов восстановления речи, групповых и аудиовизуальных методов, воздействующих на эмоционально-личностную сферу пациентов..

Периодические нарушения одной и той же функции проходят по-разному, зависимо от того какое звено будет пораженным. Собственно поэтому главной задачей в нейропсихологическом исследовании  установление качественной специфики расстройства, кроме просто констатации факта повреждения работы какой-то функции.

Процесс качественной квалификации симптома (анализа психической дисфункции) проводится посредством специального набора методов с использованием клинических данных.

Благодаря А. Р. Лурия наука значительно обогатилась, поскольку в нее вошли методы нейропсихологии, которые стали главным средством в клинической диагностике повреждений мозга.

Эти методы ориентированы на изучение: личностных характеристик и поведения пациента; произвольных действий и движений; познавательных процессов (памяти, речи, мышления, восприятия).

Методы нейропсихологии, выделенные А. Р. Лурией, используют в своей деятельности психологи, педагоги и логопеды.

Также выделяют научные методы нейропсихологии

к ним относятся сравнительно-анатомический и метод раздражения.

Сравнительно-анатомический метод нейропсихологического исследования ориентирован на определение зависимости способа жизни и поведения от особенностей структуры нервной системы, посредством данного метода определилась структура коры полушарий мозга, и выяснились принципы работы головного мозга.

Метод раздражения заключается в анализе специфики высших психических функций при прямом воздействии на мозг. Есть несколько видов данного метода: прямое, непрямое и раздражение отдельных нейронов мозга.

Метод прямого раздражения заключается в непосредственном воздействии на определенные участки коры, через электрический ток или механическое, химическое раздражение. Таким методом, было выделено расположение моторных зон коры у собак, также этот метод применяли к обезьяне и после этого на человеке.

Несмотря на то, что исследования методом раздражения уже проводились ранее на человеке, сейчас он имеет ограничения касательно исследования человека, именно поэтому появился метод с непрямым раздражением (непрямой стимуляцией коры мозга).

Метод непрямого раздражения показывает колебания электрической активности отдельных частей мозга при влиянии на них разных факторов.

Например, метод возбужденных потенциалов, при котором в ответ на воздействие регистрируются колебания ритмов в электроэнцефалограмме или микроэлектродный метод. Данный процесс внедрения электродов в нейроны мозга для определения их активности при разной степени воздействий.

Современная нейропсихология

Современная нейропсихология активно развивается. Ежедневно публикуются результаты исследований деятельности мозга, открывающие секреты древних практик саморегуляции (йога, sufi whirling, тантра, медитация и т.д.).

Возникают новые методы, основанные на открытиях нейрофизиологии, позволяющие: повысить качество жизни человека, активизировать природные механизмы саморегуляции нервной системы организма.

Как, например, метод билатеральной стимуляции, набирающий популярность и активно используемый в своей работе психологами и специалистами по коучингу.

Появляются технологии, делающие доступными достижения нейропсихологии для обычных людей в повседневной жизни (США — NeuroTek, Европа — TouchPoints, EMBraces от компании Empatica).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *